Аутизм — это нарушение развития ребенка, сопровождающееся сложностями в социальной коммуникации, часто задержкой речи и умственного развития а также расстройством сфер восприятия (вкус, запах, звук, тактильность, ощущение тела), ограниченностью интересов.

Ребенку трудно играть с другими детьми, знакомиться, подружиться. В одиночку ребенок  совершает однотипные, повторяющиеся действия, которые трудно понять.

Ребенок с аутизмом может не знать о своем окружении. Он также может не реагировать на жесты, прикосновения, звуки и другие проявления социального мира. Часто с ограниченными речевыми и когнитивными навыками, ребенок развивается намного медленее по сравнению с детьми той же возрастной группы.

Симптомы аутизма

Вот некоторые из очевидных симптомов аутизма, они могут сочетаться у одного человека в разных комбинациях и с разной степенью выраженности:

  • задержка развития речи или регресс речевых навыков
  • не смотрит в глаза

  • не указывает пальцем

  • избегает прикосновений

  • отсутствует страх опасности
  • использует аутостимуляции (машет руками, словно крылышками, вертит пальцами перед глазами, вращается, раскачивается)
  • демонстрирует “манежный бег”  — бег по кругу
  • постоянно выстраивает предметы в одну линию
  • вращает колесики в машинках
  • нет адекватной мимики/жестов
  • не играет в ролевые игры

  • непереносимость либо повышенная чувствительность к определенным запахам, фактурам, консистенции пищи, звукам
  • подолгу фокусируется на вращающихся предметах

Подробный список можете прочитать на странице «Ранние признаки Аутизма»

Диагностика аутизма

В мире есть несколько широко используемых и подтверженных результатами исследований, методик диагностики аутизма.

Одной из наиболее точных и достоверных в диагностике аутизма признана методика ADOS

ADOS (The Autism Diagnostic Observation Schedule) — представляет собой оценку коммуникации, социального взаимодействия и игры (или творческого использования материалов) для детей, у которых есть подозрения на аутизм или расстройство аутистического спектра. ADOS подходит для детей и взрослых с разным уровнем развития, как неречевых так и свободно владеющих речью.

Среди других методик можно выделить следующие:

  • Опросник по аутизму у детей младшего возраста (Checklist for Autism in Toddlers – CHAT)
  • Опросник по спектральным нарушениям развития ребенка (PDD – pervasive developmental disorder)
  • Контрольный список оценки показателей аутизма (Autism Treatment Evaluation Checklist — ATEC)

Коррекция аутизма

Поскольку аутизм не болезнь, а нарушение развития, потому лекарств против него нет, как и «лечения».  Для восстановления нормального развития ребенка применяются коррекционные методы, которых в последнее время становится все больше. К сожалению, многие из них не имеют в своей основе серьезного подкрепления научными исследованиями и позитивными результатами работы с особыми детьми. Принципиально все подходы к коррекции аутизма можно разделить на две группы:

  • поведенческие (когда ребенок с помощтю подкреплений заучивает «правильные» реакции на стимулы)
  • направленные на развитие (когда ребенок формирует собственную личность, учится вариативности поведения, гибкости, может выбирать самостоятельно, каким социально приемлемым способом реагировать на ту или иную ситуацию)

Мы рекомендуем применять только те методы, которые имеют научную основу и экспериментальные доказательства эффективности в работе с особыми детьми. В идеале основу коррекции должны составлять развивающие методы с включением поведенческой терапии, но не поведенческие методы как самодостаточные (в цивилизованном мире от них отказались). Вот некоторые из наиболее эффективниых:

  • Флортайм (Floortime)
    • Это метод, разработанный доктором Стэнли Гринспеном более 40 лет назад. Подход основан на игре и присоединении к деятельности ребенка, когда он увлечен чем-то. Специалист работает с ребенком в той деятельности и состоянии, в котором он находится и опирается на его сильные стороны и умения, создавая теплые отношения и стимулируя социальное взаимодействие. Он бросает ребенку вызов и стимулирует идти дальше и развивать себя.
    • Во Флортайм мы пробуждаем интересы ребенка, привлекаем его к тому, чтобы общаться с нами, помогаем стать творческим, любопытным и спонтанным — все это двигает его вперед интеллектуально и эмоционально. (По мере того, как дети становятся старше, Флортайм по существу превращается в захватывающее, ретроспективное изучение идей ребенка.)
    • подробнее>>
  • Сенсорная интеграция
    • Сенсорная интеграция — терапия основанная на способности нашего мозга получать и обрабатывать сенсорную информацию, чтобы мы могли делать то, что нам нужно в нашей повседневной жизни.
    • В сенсорной интеграции мы работаем над развитием всех 8 чувств человека. Большинству известны 5 из них — зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
    • Остальные 3 — проприоцепция, вестибулярное чувство и интероцепция, особенно выделяются в методике и описаны в статье 8 чувств.
    • подробнее>>
  • Нейропсихологическая коррекция
    • Нейропсихологическая коррекция – это комплекс воздействий, оптимизирующий функциональную модель работы мозга человека, что позволяет создать компенсаторные механизмы для преодоления трудностей с речью, мышлением, памятью, отставанием в учебе и пр.
    • Метод также подходит для людей, не испытывающих вышеперечисленных трудностей,  для развития и усиления их способностей.
    • В занятие включаются дыхательные упражнения, глазодвигательные, растяжки, телесно ориентированные активности, а также игры на развитие высших психических функций: (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).
    • подробнее>>