Вот один из нередких и грустных сценариев. Очень принимающие (или другой вариант – предпочитающие не «заморачиваться») родители рассуждают: «Наш ребенок поздно пошел/поздно заговорил/не умеет играть/демонстрирует многократные истерики и т. д. Ну да ничего, перерастет, у нашего дедушки/тети/соседского Пети тоже так было, а потом само собой все наладилось».

Так они и ждут до школы. А что потом?

Есть два наиболее вероятных пути развития. Если проблемы выражены несущественно, малыш подрастает, идет в школу, и там у него «вдруг» проявляются в той или иной мере утомляемость, невнимательность, трудности в овладении чтением, письмом, языками, математикой, «плохое» поведение и т. д.

Другой вариант – проблемы ребенка с течением времени не сглаживаются, а нарастают, и к 5-7 годам они становятся столь очевидными, что ему отказывают в приеме в учебные учреждения по причине несоответствия нормативам уровня его развития.

 

Как проявляется задержка психического развития?

Проявления могут быть разнообразны и варьироваться по степени выраженности, но в целом они распределяются по следующим группам:

  • нарушения восприятия (трудно узнавать предметы и/или лица, распознавать правильно звуки; неуклюжесть; путаница в различении понятий «перед»-«за», «ближе»-«дальше», ориентации «право»-«лево»; трудно совершать плавные движения; держать ручку/карандаш/столовые приборы и т. д.)
  • нарушения памяти (сложно запоминать новые слова, выучить стих, пересказать текст, вспомнить прошедшие события и т. д.)
  • нарушения внимания (трудно усидеть на месте, сконцентрироваться на одном занятии,  чрезмерная активность или пассивность, СДВГ)
  • нарушения мышления (трудно понять смысл текста/картинки, сравнить понятия,  выделить мораль, решить логическую задачу, собрать конструктор, ограничены интересы и т. д.)
  • задержка, нарушения речи (не говорит, мало говорит, общается при помощи звуков, жестов, невнятная, неразборчивая речь — «каша во рту» «глотает» слова/звуки, переставляет слоги в словах и т.д.).
  • незрелость эмоционально-волевой сферы (частые смены настроения, плаксивость, страхи, неприемлемое поведение, стеснительность, трудно себя контролировать, сложности в общении со сверстниками, сложности в адаптации к новому и пр.)
  • нарушение/отсутствие игры (игры ребенка однотипны, не интересуется игрушками, не играет в ролевые игры, не играет вообще)

Задержку психического развития можно заподозрить и, что важно, – скорректировать с первых месяцев жизни.

Один из главных маркеров – речь. Если речь развивается не вовремя и/или не в должном качестве, то у ребенка с большой долей вероятности проявятся нарушения и в других сферах психики, таких как внимание, память, мышление, восприятие, эмоции.

Чаще всего, если нарушения развития выражены незначительно, семья не обращается за консультацией. Но, к сожалению, можно видеть и другую картину: родители вовремя направляются с ребенком к специалисту, но тот в силу непрофессионализма или халатности не фиксирует проблему, и ребенок теряет  столь ценное время.

Чем раньше родители обратят внимание на имеющиеся проблемы и начнут коррекционную работу, тем больше шансов у ребенка к школьному возрасту наверстать упущенное и развиваться нормально в дальнейшем.

ДИАГНОСТИКА ЗАДЕРЖЕК РАЗВИТИЯ

Мы можем помочь вам провести Диагностику раннего развития Н. Бейли, которая позволит вовремя определить отклонения или задержки в развитии ребенка.

В рамках программы сопровождения раннего развития наши специалисты будут следить за развитием вашего ребенка и давать рекомендации, что необходимо делать с ребенком в каждый период его раннего детства.

КОРРЕКЦИЯ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Мы рекомендуем различные коррекционные методики для восстановления и развития навыков и способностей ребенка — нейрокоррекция, эмоциональный коучинг, прорыв в учебе.