На данном этапе развития науки нет единого признака, по которому можно диагностировать аутизм.
Нет биологических критериев. Доступная диагностика — наблюдательная.
Вот распространенные аутистические симптомы, они могут сочетаться у одного человека в разных комбинациях и с разной степенью выраженности:
-
не смотрит в глаза
-
не указывает пальцем
-
избегает прикосновений
-
не копирует поведение взрослых
-
негативно реагирует на изменения
-
мало интересуется игрушками, играет другими предметами
-
когда ему указывают пальцем, следит за самой рукой, а не в направлении, куда рука показывает
-
принимает необычные позы
-
отсутствует страх опасности
-
отсутствует либо отсрочена реакция на раздражители (речь другого человека/удар и пр.)
-
использует аутостимуляции (машет руками, словно крылышками, вертит пальцы перед глазами, вращается, раскачивается)
-
ходит на носках
-
наносит себе вред (кусает, царапает, бьет и пр.)
-
демонстрирует “манежный бег” — бег по кругу,
-
выстраивает предметы в одну линию,
-
закрывает-открывает двери, щелкает включателем,
-
вращает колесики в машинке
-
проявляет агрессию
-
бывают припадки (падение на пол и пр.)
-
неадекватная реакция на мать (либо безразличие, либо чрезмерная привязанность)
-
задержка развития речи или регресс речевых навыков
-
запаздывание возраста вопросов (начало возраста «почемучки» — около 3 лет)
-
мало улыбается или не улыбается
-
нет адекватной мимики/жестов
-
использует неологизмы (несуществующие слова) в речи, но не в качестве проявления творчества
-
длительно обозначает себя во 2-м/3-м лице (в ситуации, когда надо сказать «Я хочу…», вместо этого говорит «Ты хочешь…», «Петя хочет…» )
-
не понимает личных границ (может обнимать, целовать незнакомого человека)
-
не играет в ролевые игры
-
рассматривает предметы под необычным углом зрения — использует периферическое зрение
-
скрежещет зубами во время напряжения, недовольства
-
чрезмерно избирателен в еде
-
непереносимость либо повышенная чувствительность к определенным запахам, фактурам, консистенции пищи, звукам
-
бурная реакция на неожиданный звук
-
непереносимость яркого света
-
подолгу фокусируется на вертящихся предметах, не являющихся игрушками (колеса, вентиляторы, барабан стиральной машины), отражениях, бликах, тенях
-
проявляет гравитационную неуверенность (не любит батут, велосипед, любые неустойчивые поверхности, может не любить купание, если надо наклонять назад голову)
-
предпочитает одну и ту же одежду, еду
-
сложно смотреть на лица
-
сосет (воротник и пр.)
-
мычит
-
навязчиво повторяет одно и то же
-
проявляет эхолалии (повторяет чужие слова, словно эхо: например, на вопрос: «Хочешь это или нет?» отвечает «Хочешь это или нет»
-
боится горшка/унитаза
-
может страдать запорами
-
поедает несъедобное (песок, снег, камни, фекалии)
-
гипер/гипотонус в руках — роняет предметы либо, наоборот, чрезмерно сжимает, чтобы удержать (может прорывать лист во время письма/рисования)
-
бьется головой
- гримасничает, кривляется