Что определяет будущее ребенка? От чего зависит его успех во взрослой жизни?
Этим вопросом задается каждый родитель. Что мы можем сделать, чтобы дать нашим детям лучший жизненный старт и обеспечить их превращение в добрых, умных и счастливых людей? Как родители, мы все хотим воспитывать детей, которые:
- Сострадательны
- Хорошо относятся к другим
- Уверены в себе
- Имеют собственное мнение
- Ориентируются на правильные ценности
- Горды, но не надменны
- Ценят себя и свои способности
- Имеют мораль, достойную уважения и восхищения
Всемирно известные исследователи отношений, доктора Джон и Джули Готтман определили два параметра, влияющих на то, какими вырастут дети.
- Эмоциональная регуляция: способность понимать и управлять чувствами
- Социальные отношения: как уживаются дети со взрослыми и другими детьми
К сожалению, очень мало родителей принимают во внимание эти два предиктора. Большинство родителей сосредоточено только на дисциплине, и это само по себе не помогает им достичь этих целей. Понимая, что воспитание — это нечто большее, чем дисциплинарный метод — большая часть хорошего воспитания учит регулированию эмоций у детей.
Др. Джон Готтман говорит, что родители не могут достичь всех желаемых целей только дисциплиной, и что все достигается благодаря тому, что д-р Джули Готтман называет «Волшебными моментами». Это моменты общения с детьми, когда они эмоциональны. Именно благодаря подключению в эти моменты родители могут реально влиять на то, как дети относятся к себе и миру. То, как мы присоединяемся в эти моменты, зависит от наших собственных «мета-эмоций», то есть от того, как мы относимся к чувствам, и это отношение является прямым результатом того, какую реакцию вызывали у взрослых эмоции, проявляемые нами в детстве!
В общем, Готтманс обнаружил, что есть 2 типа родителей, если речь идет о мета-эмоциях.
- Неприятие / неодобрение родителей, видящих печаль и гнев, как если бы они были вредными ядами. Такие родители будут делать все, чтобы изменить эмоции ребенка на позитивные, полагая, что все состояния ребенка, кроме счастливого, есть признак того, что они являются неудачниками как родители. Эти родители рассматривают эмоции, как одежду, которую вы можете выбирать, надевать или снимать.
- Эмоциональные тренеры — родители, рассматривающие эмоции как возможность подключиться и учить. Эти родители отмечают меньшую интенсивность эмоций у своих детей, а также у себя. Сначала они встречают любую эмоцию с пониманием и сопереживанием, а затем устанавливают ограничения или решают проблемы, в зависимости от того, было ли неправильное поведение связано с эмоцией.
Перечислим преимущества наличия хотя бы одного родителя для эмоционального коучинга. Их дети:
- Имеют более высокие достижения
- Имеют меньше инфекционных заболеваний
- Лучше контролируют импульсы и, если чего-то хочется, то могут подождать
- Для них не требуется слишком строгой дисциплины
- Меньше хнычут
- Лучше переносят негативные последствия развода
Как вы можете тренировать эмоции ребенка:
- Помогите детям словесно обозначить свои эмоции. Чтобы иметь возможность регулировать эмоции, дети должны понимать их — то, что они чувствуют, что их «заводит», и что делать, когда они это чувствуют.
- Проверяйте и принимайте все эмоции своего ребенка и сообщайте свои ценности касательно поведения. Это означает, например, что чувство гнева приемлемо, но удар, когда вы сердитесь, — нет. Важно сопереживать ребенку, даже когда имеет место неправильное, нежелательное поведение. Это показывает, что вы понимаете, что чувствует ребенок, и помните, что это часть того «Волшебного момента», где вы присоединяетесь к ребенку во время эмоции. Корректирующее поведение само по себе — дисциплина — может сделать послушным ребенка, но все остальные цели воспитания мы достигаем только благодаря нашей связи с ребенком в такие моменты.
- Установите границы, когда проявилось неподобающее поведение. Признание чувств вашего ребенка не означает принятие его поведения. Сделайте это, сообщив о своих чувствах относительно действий ребенка, а не его характера. Укажите, что является приемлемым и неприемлемым, дайте причину установления границ и опишите конкретные положительные виды поведения, которых вы ожидаете, а не только заявляйте о негативном поведении. Например, «Я понимаю, что ты злишься, но я не позволю тебе ударить. Садись рядом со мной. Когда ты злишься, тебе нужно глубоко вздохнуть или уйти ». Когда решаете проблемы, помните, что существует два набора целей: ваши и вашего ребенка, потому работайте над решением, которое соответствует целям обоих.
В нашей программе «Эмоциональный коучинг» мы учим родителей, как правильно выстроить отношения и общение с ребенком, чтобы помочь ему освоить навык управления своими эмоциями.