—
✅ 1. “Ты так много работал!” вместо “Какой ты одаренный!”
—
Дети школьного возраста, которых хвалят за их интеллект, перестают рисковать и бросать себе вызов, боясь ошибиться. Но когда хвалят их усилия, они работают дольше и усерднее, считая ошибки ступенями к совершенствованию. Чрезмерное внимание к интеллекту или таланту, а затем вера в то, что такие черты являются врожденными и фиксированными, делают детей более уязвимыми к неудачам, развивают боязнь испытаний и снижают учебную мотивацию.
(Исследования Колумбийского университета).
—
✅ 2. “Ты настоящий друг”.
—
Тут все наоборот. Если мы хотим видеть в ребенке определенные человеческие качества: доброту, честность, надежность и все прочее, что не дано от рождения, но воспитывается, — нужно подчеркивать эти конкретные достоинства. “Ты такой внимательный к людям”, “Здорово, что ты заботливый”. Ребенок начинает в это верить и старается соответствовать.
—
? 3. “Почему ты не говоришь, что я молодец?”
—
Если ребенок, выполнив дело, требует похвалы — это сигнал о том, что вы перестарались и нужно менять тактику. Вместо похвалы в виде оценочных суждений, эмоционально констатируйте факты, что будет тоже полезным подкреплением: “О, ты уже справился!”, “Ты сам едешь на велосипеде!”
—
✅ 4. “Ты мамин помощник!” вместо “Как здорово ты маме помог!”.
—
Глаголы в похвале, конечно же, не запрещены 🙂
Но эксперименты Университета Сан-Диего с детьми в возрасте от 3 до 6 лет показали, что дети лучше реагируют на существительные. Те, кому предлагали быть “помощниками” чаще соглашались на это, чем те, которым предоставляли возможность кому-то “помочь”, и мы можем это учитывать.
—
? 5. “Ах, какое шикарное платье!”.
—
Чем больше мы хвалим материальное — физическую красоту, одежду, прочее “имущество”, тем больше ребенок основывает на этом свою самооценку, начинает зависеть от внешнего одобрения. Для формирования здоровой самооценки на первом плане должны быть внутренние качества, что могут стать опорой на всю жизнь.
—
? 6. “Ты самый… умный/ловкий/успешный!”
—
Слово “самый” предполагает сравнение с кем-то. Самооценка в этом случае неизбежно строится на мнении других.
При низкой критичности у ребенка будет формироваться нирциссический тип личности, склонность к самолюбованию (“Ну я же реально самый крутой!”). А потом ему придется столкнуться с болезненной действительностью, где (ну надо же!) кого-то другого признают более умным/ловким/успешным.
—
У более критичного человека будет развиваться перфекционизм (Хоть я и не лучше всех, но обязан стать!”). Так погоня за недостижимым идеалом может продолжаться всю жизнь.
—
✅ 7. Собственный пример.
—
Исследование 1970-х гг. в Британии. Дети школьного возраста получили жетоны за победу в игре, а затем им сказали, что они могут оставить их себе или пожертвовать нищим детям. Но прежде чем принять решение, ученики смотрели, как их учитель решит распорядиться своими жетонами.
—
Когда взрослый рекомендовал пожертвовать жетоны, но свои оставил, дети были менее склонны к щедрости.
—
Когда учитель жертвовал свои жетоны после лекции о значении благотворительности, дети были поначалу щедрыми, но на их щедрости в дальнейшем это мало отразилось.
—
И когда учитель, ничего не говоря о щедрости, на глазах у детей просто пожертвовал все свои жетоны, дети также пожертвовали свои и продолжали проявлять щедрость впоследствии.
—
Воспитание собственным примером работает лучше любых слов.