Бывает ли с вашим ребенком такое, что он бьет себя рукой или каким-нибудь предметом по голове; стучится головой о стену, о мебель или пол; с разбегу врезается в препятствия: стены, мебель, других людей?
Чаще всего такое поведение говорит о сенсорном нарушении, а именно сферы проприоцепции, то есть, суставно-мышечного чувства.
Проприоцепция позволяет нам ощущать свое тело: свою позу, положения всех частей тела, их движение; правильно координировать действия, распределять мышечные усилия.
Рецепторы, находящиеся в мышцах, связках, суставах и коже отправляют сигналы в мозг, где они обрабатываются. Мы не задумываемся об этом, если в данной сфере порядок.
Но мозг некоторых людей обрабатывает сигналы некорректно. При незначительных нарушениях они демонстрируют неуклюжесть, не соизмеряют силу: роняют предметы либо, наоборот, чрезмерно стискивают, надавливают: ручка и ластик прорывают бумагу и т. д.
При более глубоких нарушениях (часто при аутизме) человек может очень слабо чувствовать тело, иметь трудности с движением, если не контролирует его с помощью зрения (пока смотрит на конечность, может выполнять ею разные манипуляции, если отводит глаза — теряет управление), плохо понимать, где в пространстве находятся отдельные его части и есть ли они вообще. Это влечет беспокойство и страх. И для того, чтобы почувствовать тело, он начинает трясти руками, как крылышками, топать ногами, прыгать, ударяться головой. Чувство боли при этом может отсутствовать либо выражаться незначительно, либо проявиться отсрочено, с задержкой.
Что же делать, если ваш ребенок ведет себя подобным образом?
Нужно усилить чувство проприоцепции. В этом помогают глубокое давление, вибрации, растяжки, компрессия суставов, утяжеление (использование дополнительного веса), любое движение в целом. Основной смысл — задействовать мышцы, суставы, сухожилия.