Методика направлена на то, чтобы помочь импульсивным детям, детям с РАС и другим, кто имеет трудности в понимании эмоций и управлении ими, отрегулировать свое состояние. В целом, пригодится всем детям для повышения эмоционального и социального интеллекта. Методика активно применяется в школах Канады, США. Можно использовать в детсадах, школах, коррекционных центрах, дома.
—
Секрет методики — в использовании влияния визуализации на человеческий, и особенно детский, мозг. С помощью визуальной опоры дети гораздо быстрее и качественнее усваивают то, что требуется, нежели без нее.
—
Что требуется сделать:
- В классе/комнате помещаем доску, разделенную на четыре зоны: синюю, зеленую, желтую, красную. Каждой зоне соответствуют определенные состояния.
- Картинки, иллюстрирующие состояния, располагаем на доске.
- Перечень вариантов, как можно справиться со своим состоянием можно оформить иллюстрациями на самой доске либо в виде отдельной книжечки («меню»), поместив ее рядом с доской.
Как происходит обучение:
В специально отведенное время детям объясняют, что это за инструмент и зачем. Дальше в игровой форме обучают распознавать эмоции с помощью визуализаций на доске. Взрослый может задавать примеры ситуаций (короткие истории или мультфильмы), а дети — пытаться определить, какие эмоции испытывают персонажи, то есть в каких зонах они находятся, будучи в той или иной ситуации и по картинкам-подсказкам подбирать варианты, как лучше героям справиться с состоянием.
Также учим детей пользоваться «Зонами регуляции» в реальных жизненных ситуациях. После нежелательного поведения ребенка или видя, что он вялый или уставший, взрослый помогает ему разобраться, какой зоне соответствует его состояние и подобрать способы выхода в зеленую зону.
—
Синяя — зона “пониженной передачи” или “замедленной работы двигателя”. Соответствующие ей состояния: печаль, скука, усталость, что-то болит.
Способы выхода в зеленую зону.:
- если печально — поговори со старшими, подумай о хорошем, послушай музыку; чувствуешь вялость,
- нет энергии и нужно войти в тонус — потянись, отожмись от стены несколько раз, разомнись;
- устал или что-то болит — расслабься, отдохни.
Зеленая — (“Иди!” или “Ожидаемое поведение”) — единственная рабочая или “сознательная” зона (слушаю, учусь, работаю). Только в ней возможно эффективное обучение и усвоение информации.
Ей соответствуют состояния: радость, гордость, готовность, спокойствие, я в порядке.
Желтая — (“Притормози!”) — Зона повышенного возбуждения.
Соответствующие состояния: беспокойство/тревога/волнение, раздражение, огорчение, шалости.
Способы выхода: глубоко подышать, выпить воды, взять паузу и т. д.
Красная — (“Стоп!”) — Зона перегрузки, потери контроля.
Состояния: страх, злость, крик, физическая агрессия.
Способы справиться: глубоко дышать, сжимать эспандер, пробежаться, поколотить боксерскую грушу и т. д.
Примеры оформления:
Учреждения, использующие методику, подбирают рекомендации по выходу в зеленую зону для подопечных, с учетом потребностей детей и своих возможностей. Инструментарий нужно предлагать разнообразный: комнаты отдыха, сенсорные комнаты, боксерские груши, кулер с водой в свободном доступе и т. д.).
По мере овладения данной методикой ребенком, ему предлагается все более широкий выбор инструментов (способов) для регулирования его состояния.
С помощью таблиц/картинок детей обучают определять масштаб проблемы, масштаб реагирования на нее, их сопоставлять и выбирать, адекватные ситуации, стратегии реагирования.
Мультфильм — пример того, как масштаб проблемы не соответствует масштабу реагирования
https://www.youtube.com/watch?v=dZmZzGxGpSs
Сначала дети с помощью доски и с подсказками старших учатся узнавать и регулировать свое состояние, а дальше автоматизируют навык и применяют его в ежедневном общении с окружающими, к доске обращаясь все меньше и со временем перестают в ней нуждаться.
Главные проблемы, которые помогает решить данная методика:
- дети обучаются понимать и называть свои состояния, что уже само по себе есть значительный шаг к управлению собой, повышается эмоциональный интеллект;
- научаются лучше понимать других людей, что способствует развитию их коммуникативных навыков, социального интеллекта
- привыкают отреагировать негативные импульсы социально приемлемым способом и помочь в этом своим товарищам
Выгоды для всех:
- дети лучше владеют собой, меньше стрессов для всего коллектива, больше времени для конструктивного времяпрепровождения
- повышается уровень взаимопонимания с учителями/наставниками,
- повышается уровень дисциплины, а следовательно, качество усвоения материала.
Пример применения Зон регуляции в одной из в Канадских школ:
https://www.tricitynews.com/news/teaching-self-regulation-in-schools-1.2166866